search
 

Про недвижимость

Самое древнее в истории изображение процесса изготовления ковров  Фреска  найдена в Бени-Хассане10 век д.н.э. Первые в истории тканые картины, изготовленные в технике ковров, датируют 14-11 веками до н.э. Их изображения нашли в гробнице Тутмоса 4, эпохи Нового Царства. А найденная в Бени-Хассане фреска 10 век д.н.э. изображала самое древнее в истории изображение процесса изготовления ковров.

Исторически сложилось, что основными районами производства ковров были Турция, Персия ( Иран), Кавказ,Туркестан,Афганистан, Пакистан, Непал, Индия и Китай А под арабским влиянием, в Испании, тоже производили ковры ручной работы

Достоверно не известно, когда именно был соткан первый ковер.Вероятно, что многие народы, не взаимодействуя друг с другом, одновременно начали их изготовление

В 1949 году русский археологической экспедицией под руководством С.И.Руленко в долине Пазарык на Алтае, проводились раскопки скифского кургана. При раскопках был обнаружен, чудом сохранившийся замороженный ковер, сегодня известный, как ковер пазырыкский. Найденный ковер, относится к 5 веку до н.э..и является самым древним, сохранившимся ковром ручной работы  По мнению ученых, этот ворсовый ковёр использовался в погребальном ритуале скифского воина,  и использовался, как покрытие для седла лошади.Сегодня этот ковер находится в Эрмитаже.

Пазырыкский ковер

Орнамент ковра напоминает более поздние восточные ковры, с центральным полем в окружении крупных и мелких границ. Центральное поле состоит из рядов квадратов, содержащих схематизированные цветочные мотивы. Внутри квадратов находятся восьмиугольные звезды, напоминающие орнамент, использующийся  в туркменских коврах. Первая крупная граница изображает шествие лосей, а внешняя основная, заполнена шествием всадников на лошадях. Каждая лошадь имеет богато вышитую попону, которая по стилю напоминает найденный пазырыкский ковер.

Пазырыкский ковер орнамент

Ковры служили не только украшением, но и хранителем ценной информации. Орнамент ковра можно было читать как книгу.;

По одной из теорий возникновения ковроткачества считается, что техника вязания ковров появилась в кочевых племенах Центральной Азии.Эти племена производили ковры, обычно украшенные геометрическими фигурами с мотивами растительных и животных форм.Странствующим кочевникам приписывают распространение искусства ковроделия в новые земли и к новым народам. Рождение ковра в среде кочевых народов было обусловлено самим их бытом. Ковры были не столько украшением, сколько выступали в качестве напольных и настенных покрытий,защищавших от холода, использовались для сидения и верховой езды, служили одеялом во время сна, применялись для изготовления гобеленов, штор и сумок.

плетение ковра

Из-за того, что безопасности кочевников угрожала природная стихия или нападающие на племя враги, кочевые ковровщицы были вынуждены демонтировать свои станки и двигаться дальше, не завершив работу, В связи с этим, ковры кочевников могут содержать нарушения в переплетениях, окрайке и дизайне.

Самые ранние сельджукские ковры найдены в столице сельджуков, городе Конье. Они просты и грубы, с четким геометрическим орнаментом. На коврах изображены птицы или звери- отличительные племенные знаки, которые были у многих тюркских племен. Позже в орнаменте ковров появляются изображения живых существ и фантастических животных- драконов или птицы феникс. Каждый ковер имел свой символический цвет.Например, красный цвет, означает богатство, зеленый - цвет рая, желтый защищает от неудач, голубой- цвет величия и благородства. Одно время ковры ценятся дороже денег, и используются даже для уплаты налогов. Величайшая египетская царица Клеопатра преподнесла себя Цезарю… завернутой в ковер

Одним из известных мест ковроделия, были Персия и Турция. Персидские рукописи времен правления Хосрова 1 ( царь Персии с 531 до 579) описывают ковер Хосрова. Этот ковер был соткан из шерсти, шелка, золота и серебра. Он был усыпан драгоценными камнями. Период с 16-го века по первую половину 18 века известен, как золотой век Персидских ковров. Ковроткачество развивалось и в Турции. После визита в 1271 году в  Анатолию ( Турция), итальянский путешественник Марко Поло описал ковры этого района. Ковры с геометрическими узорами и фигурами животных, он посчитал самыми красивыми в мире. Турецкие ковры часто появляются на картинах известных художников. Орнаменты и фрагменты турецких ковров можно увидеть на полотнах художников эпохи Возрождения Липпо Мемми и Николо ди Буонакорса. Немецкий художник Ганс Гольбейн Младший (1497-1543) писал геометрически узорные ковров так часто, что они стали известны на Западе как ковры Гольбейна.

Ручная  работа по изготовлению ковров

Высокая цена ковров была обусловлена кропотливой ручной работой, использованием редких красок, которые зачастую приходилось привозить издалека. В домашних условиях тщательно окрасить шерсть для ковра было очень трудно. В каждом квартале жил собственный красильщик. В сельских районах бродячие мастера-красильщики криком предупреждали о своем приходе.

Для окраски ковров использовали натуральные красители. Они дороги, но прочны, на века. Растительные краски насыщенного синего цвета добывают из индиго. Лучший шафран для получения желтого цвета привозили из Ирана. Красную краскудо сих пор получают из корней марены. Карминовый красный же получали армянские мастера из армянской кошенили.-

Ислам запрещал изображение живых творений Аллаха, и  диктовал свои суровые, аскетичные правила: с ковров исчезли птицы, верблюды, лошади. Ислам стал доминирующей религией на Востоке, а орнаменты ковров заговорили языком символов и абстракций, превратились в тканое выражение Корана. Таким образом,персидский ковер для посвященного — книга о строении мироздания.

Ковры  особого стиля появляются в Китае и на Тибете, они пронизаны символами буддизма и даосизма. В Индии тоже осваивают искусство производства ковров от персидских умельцев и приноравливает их к вкусу своих Монгольских императоров. 

Первые известные восточные ковры, прибывают в Европу из Персии, Турции и Египта, Кавказа и Средней Азии.Появление ковров в Европе  в первую очередь произошло благодаря итальянским купцам. Венеция стала самым  крупным трейдером  в торговле  с Востоком.

К началу 16 века, коллекции восточных ковров можно найти в больших дворах Европы, в том числе Екатерина Медичи и Карла V.. Лорд-канцлер Англии приобрел 60 турецких ковры у венецианского дилера для отделки дворца в Хэмптон-Корт.

Интерес Запада к Восточным коврам уменьшился в 17 и 18 веках. Но после большой выставки 1891 года в Вене, европейцы вновь заинтересовались коврами.Американцы тоже последовали примеру Европы и стали покупать Восточные ковры.Западные импортеры стали просить ковровщиц изменять размеры, а иногда цвет и дизайн, чтобы удовлетворить вкусы Европы и Америки.

В 20-м веке, обращение восточных ковров, продолжает расти.

Эволюция ковров протекала под давлением социальных, экономических и модных тенденций. Изобретение искусственных нитей и красителей, увеличение ширины станков и создание искусных высокопроизводительных машин привели ковры на рынок массового потребителя.

И все же не смотря на давление цивилизации, современный ковер смог сохранить свою самобытность, и, как и его далекий предок, дарит своему владельцу тепло рук и души своего создателя

 
 

 

 

Текстиль в интерьере

Декор в интерьере

Перейти к подписке

Яндекс.Метрика