search
 

Про недвижимость

Предпосылки для изучения восприятия цвета человеком

В связи с бурным развитием промышленности в середине XIX века все больше внимания исследователей цветовых теорий стал занимать вопрос  восприятия цвета человеком. Не удивительно, ведь рост промышленного производства повлек за собой и рост конкуренции.

Производители красок, тканей и отделочных материалов хотели удивить своих клиентов новыми образцами товаров. Им на помощь пришел цвет и его способность менять вид предметов до неузнаваемости.

Поэтому среди теоретиков цвета появилось много практиков -промышленников, которые применяли свои знания в собственных производствах. Они получали отклик из первых рук - от своих клиентов. Покупатели товаров  «голосовали» своими деньгами за находки ученых-производственников.

Такой исследовательский процесс приводил к удивительным результатам.

Среди наиболее заметных теоретиков, изучавших вопросы и особенности  восприятия цвета человеком можно выделить Мишеля Шевреля, Вильгельма фон Безольда, Джозефа Альберса и Иоганна Итена. Рассмотрим далее некоторые аспекты их теорий о восприятии цвета.

Цвету присущи еще и цветовые эффекты которые часто применяют при оформлении интерьеров для создания визуальных эффектов.

Теории про восприятие цвета человеком

Цветовая теория Мишеля Шевреля (1786-1889)

Шеврель — директор фабрики по производству красок в Париже. Яркий пример ученого - производственника. Провел массу исследований, изучая на практике, восприятие цвета человеком.

Основные принципы теории Шевреля:

  • Яркие, контрастирующие цвета, взятые в правильных пропорциях, не меняют своего оттенка, а наоборот, делают друг друга более четкими, сочными. Когда же два таких же цвета взяты в небольших количествах и распространены по поверхности, в результате получается практически новый цвет — уже тусклый и непривлекательный.

особенности восприятия цвета человеком

  • Если два цвета на цветовом круге немного удалены друг от друга, то есть не аналоговые (находящиеся рядом на цветовом круге), но и не комплементарные ( дополняющие, расположены друг против друга на цветовом круге) , то один из цветов слегка окрасит другой в цвет своего комплемента. На примере, желтый цвет придал зеленому легкий оттенок фиолетового цвета.

особенности восприятия цвета человеком

  • Аналоговые цвета (находящиеся рядом на цветовом круге) имеют тенденцию оптически смешиваться, «образуя» при этом новый цвет. Шеврель также отметил, что аналоговые сочетания лучше воспринимаются, если в качестве основного, ключевого оттенка взят первичныи цвет (красный, желтый или голубой).

особенности восприятия цвета человеком

Теория цвета Вильгельма фон Безольда

Вильгельм фон Безольд,  дизайнер тканей XIX века тоже изучал восприятие цвета человеком и доказал, что изменение всего одного цвета в цветовой схеме дизайна может изменить композицию до неузнаваемости.

Это правило больше всего применимо к сочетаниям доминантных цветов.  На примере ярко-желтый цвет фона был изменен на черный. Все остальные цвета остались неизменными. В результате, одни оттенки, формы и узоры стали более заметными, доминантными, другие же, напротив, отошли на второй план.

особенности восприятия цвета человеком

«Эффект Безольда» еще более ощутимо заметен на этих композициях. На обоих изображениях  был изменен только цвет горизонтальных полос: на левом рисунке полосы синие на правом желтые. Восприятие цвета композиции изменилось кардинально.

особенности восприятия цвета человеком

Теория цвета Джозефа Альберса (1888-1976)

Джозеф Альберс, член школы искусства и индустриального дизайна Бахаус, уделял особое внимание  взаимодействию и относительности восприятия цвета человеком. Он обнаружил, что, в зависимости от определенных ситуаций, один и тот же цвет может восприниматься как два разных оттенка.

Восприятие цвета человеком. Пример-цветовой эффект «вампира»

На примере мы видим так называемый «эффект вампира». Несмотря на то, что для создания изображения использовалось всего три цвета, на самом деле нам кажется, что их четыре. Небольшой прямоугольник слева кажется нам имеющим красную основу, в то время как прямоугольник такого же цвета справа кажется ближе к синему.

особенности восприятия цвета человеком

На этом рисунке наблюдаем пример обратной метаморфозы. На этот раз три цвета превращаются в два. Однако и на этот раз в основе лежит «эффект вампира».

особенности восприятия цвета человеком

Цветовая теория Иоганна Итена (1889-1967)

Иоганн Итен, еще один член школы Бахауса, изучавший восприятие цветов человеком,разработал теорию о цветовых контрастах. По теории Иттена, существуют такие виды цветовых контрастов:

  • по оттенку,
  • по яркости,
  • по насыщенности,
  • по теплоте,
  • по комплементарности,
  • по количеству

Восприятие цвета- цветовые контрасты по оттенку

Рассмотрим пример. В качестве испытуемого возьмем красный цвет. На черном фоне красный цвет выглядит наиболее четко и выразительно, на белом фоне красный цвет  теряет  свою яркость и четкость, а в сочетании с оранжевым и вовсе «пропадает».

Красный квадрат на черном фоне выглядит больше, чем на белом и оранжевом фонах.

особенности восприятия цвета человеком

Распределение цвета в пространстве композиции

Посмотрите на рисунки, которые выполнены с использованием четырех одинаковых цветов, которые меняются лишь в  распределении на плоскости композиции. Видно, как группируются цвета, схожие по тоновым характеристикам, и как разные формы становятся акцентными в зависимости от изменения цветового тона.

особенности восприятия цвета человеком

Восприятие цвета человеком по количеству цвета

Важное значение имеет количество цвета в композиции. На рисунках видно, как отличается эффект концентрации цвета в одной области от впечатления при распределении цвета в небольших количествах по всей композиции. Красная форма на переднем плане привлекает внимание, во-первых, благодаря своим большим размерам, во-вторых, из-за характерной формы, где сочетание выпуклых и вогнутых линий создают динамический баланс композиции.

Точки красного цвета, рассеянные по изображению, во-первых, воспринимаются как группа, во-вторых, становятся визуально частью фона.

особенности восприятия цвета человеком

 
 

 

 

Текстиль в интерьере

Декор в интерьере

Перейти к подписке

Яндекс.Метрика