Петер Беренс(нем.Peter Behrens; 14 апреля 1868 — 27 февраля 1940) — крупнейший немецкий архитектор и дизайнер, представитель архитектуры функционализма и стиля модерн (в Германии — югендстиль), один из основателей современной промышленной архитектуры.
Биография.
Важнейшим событием в биографии Петера Беренса было его назначение в 1906 году на должность художественного директора концерна AEG. Беренса пригласили для создания фирменного стиля, охватывающего не только продукцию рекламу, но и производственные помещения компании. В последующие годы (до 1914) он занимался там всеми видами творческой деятельности — от графического и промышленного дизайна до архитектурного проектирования.Родился в Гамбурге, учился живописи в художественных школах в Карлсруэ и в Дюссельдорфе. Работая с 1891 года в Мюнхене, стал основателем Сецессиона. В 1899 году был приглашен в Дармштадт, где, войдя в группу молодых архитекторов, живописцев и скульпторов, занимался экспериментами в совместном использовании средств различных пространственных искусств. В Дармштадте Беренс проектировал частные дома, а также построил себе дом, привлекший внимание общественности. В 1903 году стал директором Художественного и ремесленного училища в Дармштадте.
Беренс стал одним из основателей Немецкого Веркбунда, отстаивая принципы функционализма, а также использование современных материалов — стекла и стали. В 1907 году он открыл архитектурную мастерскую в Берлине, в которой начинали свою деятельность такие архитекторы-модернисты, как Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Ван Дер Рое
С 1922 по 1936 год Беренс возглавлял школу архитектуры при Венской академии художеств.
Петер Беренс умер в Берлине в 1940 году.
Основные проекты
В период с 1908 по 1911 годы, Беренс спроектировал для компании AEG пять крупных промышленных зданий, ставших вершиной его архитектурного творчества. Наиболее известное среди них Турбинный завод в Берлине, построенный в 1909 году,
Этот проект считается убедительным примером нового фабричного здания и ставший олицетворением промышленности как одной из наиболее важных составляющих современной жизни. Беренс пытался сделать завод похожим на ферму, придать фабричному сооружению смысл, присущий сельскохозяйственным постройкам - чувство, по которому недавно урбанизированный полуквалифицированный берлинский рабочий, возможно, еще испытывал определенную ностальгию. Беренсу принадлежит ведущая роль в создании концепции современной архитектуры Германии.
Единственная постройка Петера Беренса в России — здание Германского посольства в Санкт-Петербурге (1911—1912) один из ключевых памятников европейского неоклассицизма.
Здание считается прототипом архитектуры, которая получила развитие при тоталитарных режимах СССР и Германии в 30-е годы XX века. Интерьеры здания - вестибюль, парадная лестница, приемные залы - были выдержаны в стиле модернизированной классики. С суровым и даже аскетическим видом монументального фасада контрастировали обилие света в помещениях, изящество и роскошь отделки. Черные колонны и мощные потолочные балки вестибюля напоминали о творениях древнегреческой архитектуры. В парадной анфиладе второго этажа залы разделялись раздвижными дверьми, что позволяло при необходимости легко объединять соседние помещения. В торжественных случаях многостворчатые двери Тронного зала, выполненные из мрамора, раздвигались, и тогда за двухколонным дорическим портиком открывался Прусский зал, выходивший на Исаакиевскую площадь. Оба зала мгновенно наполнялись светом, льющимся с обеих сторон. Здание, ставшее одним из ключевых памятников европейского неоклассицизма, не сохранилось в своем первоначальном виде, став жертвой вспыхнувших в 1914 году анти германских настроений. Во время одного из погромов был сожжен Тронный зал, уничтожены произведения искусства, коллекция фарфора, а с крыши здания была сброшена скульптурная группа.
В 1921 -1925 годах Беренс создает проект завода в Оберхаузене, а в 1925-1926 проект административного здания компании Hoechst AG в духе архитектуры экспрессионизма. Кроме промышленных объектов Беренс спроектировал ряд жилых комплексов для рабочих и несколько вилл.Уделяя все больше внимания современным конструктивным решениям, в 1923 -1925 годах он проектирует виллу «New Ways» в Нортгэмптоне, которую можно отнести к ранним образцам интернационального стиля.
После прихода к власти Гитлера Беренса обвиняют в сочувствии коммунистам, что, по мнению нацистов, было отражено в его постройках. Но архитектору удается убедить власти в отсутствии связи между его творчеством и политикой. Беренс находился в пассивной оппозиции к режиму, но в то же время монументальность его построек, возвеличивавшая империалистические устремления предвоенной Германии, послужила образцом для неуклюжего псевдоклассицизма третьего рейха.
Последние работы Беренса были выполнены в духе функционализма (например, табачная фабрика в Линце, 1932—1936).
По материалам сайта «Cardesign.ru: Транспортный дизайн» (www.cardesign.ru)