Сайт Интерьер в шоколаде. Все о дизайне и ремонте

Вазопись Древней Греции

Что такое вазопись Древней Греции

Древнегреческая вазопись это  декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом.. Сосуд покрывается специальными красками и лаками, а затем обжигается.

Древнегреческая вазопись охватывает период с до греческой минойской культуры и вплоть до эллинизиа Греческая керамика является наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях Древней Греции, обнаружить её можно во всем ареале расселения древних греков 

Мотивы вазописи использовались Древними греками и в оформлении интерьера своих домов

Стили вазописи Древней Греции

Геометрический стиль вазописи

В Гомеровский период роспсь на вазах исполнялась так называемым “геометрическим стилем”. Роспись наносилась коричневой краской по бледно-желтоватому фону глиняного сосуда. 

Орнамент покрывал вазу обычно в верхней ее части рядом кольцевых поясов, иногда заполнявших всю ее поверхность. Геометрические вазы предназначались для погребальных ритуалов: в них хоронили прах умерших, клали в качестве дара в могилы, а в Аттике ставили в качестве надгробия.

Вазопись Древней Греции. Стили вазописи.Ваза с протогеометрическим орнаментом (X в. до н. э.)Вазопись Древней Греции. Стили вазописи.Ваза с геометрическим орнаментом (IX в. до н. а.)

Вазопись Древней Греции. Стили вазописи.Ваза с геометрическим орнаментом (IX в. до н. а.)Вазопись Древней Греции. Стили вазописи

Дипилонские вазы - образец геометрического стиля вазописи Древней Греции

Наиболее полное представление о “геометрическом стиле” дают так называемые дипилонские вазы, относящиеся к  IX - VIII вв. до н.э. и найденные на древнем кладбище близ Дипилонских ворот в Афинах.

Эти очень большие сосуды, высотой иногда почти в рост человека, имели погребальное и культовое назначение, по форме повторяя глиняные сосуды, служившие для хранения больших количеств зерна или растительного масла. На дипилонских амфорах орнамент особенно обилен: узор состоит чаще всего из чисто геометрических мотивов, в частности плетенки-меандра (меандровый орнамент сохранялся в качестве орнаментального мотива и на всем протяжении развития греческого искусства).

Кроме геометрического орнамента широко применялся схематизированный растительный и животный орнамент. Фигуры животных (птиц, зверей, например лани и др.) многократно повторяются на протяжении отдельных полос орнамента, придавая изображению ясный, хотя и однообразный ритмический строй.

Важной особенностью более поздних дипилонских ваз (VIII в. до н.э.) является введение в узор примитивных сюжетных изображений со схематизированными, сведенными почти к геометрическому знаку фигурами людей. Эти сюжетные мотивы очень разнообразны (обряд оплакивания умершего, состязание колесниц, плывущие суда и т. п.). При всей своей схематичности и примитивности фигуры людей и особенно животных обладают известной выразительностью в передаче общего характера движения и наглядностью рассказа. 

Вазопись Древней Греции. Стили вазописи. Дипилонская ваза Вазопись Древней Греции. Стили вазописи.Дипилонская ваза

Вазопись Древней Греции. Стили вазописи.Орнамент дипилонской вазы

Чернофигурная вазопись Древней Греции

В период архаики вазы становятся более строгими и изящными. В этот период получило развитие чернофигурная вазопись.

Большую роль в развитии этого стиля вазописи сыграли усовершенствования, введенные афинскими гончарами.Они стали использовать густой черный лак и слегка подкрашивали естественный цвет глины охрой, чтобы после обжига она приобрела ровный оранжево-красный тон. На таком фоне, свободном от орнаментальных узоров, четко выделялись блестящие силуэты людей и животных

Иногда контуры фигур или детали обводили белым цветом.

Вазопись Древней Греции. Стили вазописи.ВАЗА ФРАНСУА, кратер с орнаментом аттического чернофигурного стиля 2-й четв. 6 в. до н. э. Найден А. Франсуа возле Кьюзи (Chiusi), хранится в археологическом музее Флоренции. Вазопись Древней Греции. Стили вазописи.Ахилл и Аякс за игрой в шашки Около 540 до н.э. Ваза чернофигурного стиля

Вазопись Древней Греции. Стили вазописи.Чернофигурный стиль в древнегреческой вазописиВазопись Древней Греции. Стили вазописи.Чернофигурный стиль в вазописи древней греции

Краснофигурная вазопись Древней Греции

В период ранней классики популяпность набирает краснофигурная вазопись

Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными.

Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений.

С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой — красными

Вазопись Древней Греции. Стили вазописи. краснофигурный кратер Ефрония в форме чаши, ок. 510 г. до н.э.Вазопись Древней Греции. Стили вазописи.Краснофигурная вазопись. Работа вазописца Макрона. Ок. 480 г. до н.э.

В период высокой классики в вазописи все больше появляются сюжеты на мифологические темы. Появляется раскованность и свобода линий. В поздней классике вместо  мифологических героев в вазописи появляются узорчатые орнаменты, а вместо героических сюжетов лирические мотивы.

Вазопись Древней Греции. Стили вазописи.Кратер из Орвьето. Афина. Геракл и аргонавты. Около 450 г. до н. э.Вазопись Древней Греции. Стили вазописи.Гидрия работы Мидия: в верхнем фризе — похищение дочерей Левкиппа Диоскурами, в нижнем — Геракл в саду Гесперид и группа афинских героев. Ок. 420—400 г. до н. э. Британский музей. Лондон

Видео.Расписные вазы Древней Греции и Лекция Вазопсь Древней Греции

Видеоматериалы на эту тему и на темы связанные с Искусством и архитектурой Древней Греции собраны в статье Искусство и Архитектура Древней Греции