Интерьер Древней Греции особенности
К сожалению "живых" образцов греческих античных интерьеров не сохранилось. Равно, как и подробных описаний.
Историки древнего мира не описывали интерьеров непосредственно, они обращались к ним лишь затем, чтобы передать те или иные черты исторической личности. Правда, детали обстановки часто фигурируют в росписях, мозаиках и скульптурах в качестве фона к тому, что составляло главную тему произведения. Анализируя предметы обстановки, и оставшиеся части древнегреческих жилищ ученые все же составили представление о древнегреческом интерьере.
В Древней Греции убранство интерьера не осознавалось, как отдельная самостоятельная область. Интерьер был подчинен классическим принципам декорирования, применяемым в архитектуре и других видах античного искусства.
Характерные элементы Древнегреческого стиля в интерьере
Классический орнамент, пронизывающий оформление керамики, тканей,стен, полов, мебели и архитектурных сооружений, основан на нескольких общих идеях. Идеи заимствованы из мира природных форм- человеческое тело, растения и животные. которые могли детально воспроизводиться, или подвергались абстрагированию.
Множество геометрических узоров античности например, меандр ( название от извилистой реки Меандр) или волна, подтверждают их природное происхождение.
Узор меандр составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию. Получил название от извилистой реки Меандр
Любая вещь, сделанная человеком в античном мире придерживалась общего принципа. Это создавало общность всех видоав искусства .
Такая система единства и заложила основы дизайна и декорирования, которые были практически неизменны с V по III в.до н.э. Например декор колонн здания переносился и в предметы мебели и внутреннюю роспись стен.
В целом,греческие жилища выглядели довольно просто.
Стены в интерьере Древней Греции
В большей части домов до эпохи элинизма стены были расписаны четкими зонами разных цветов. Излюбленным цветом древних греков был красный. Греки расписывали стены темпрой, которую наносили на штукатурку при помощи связующего материала.
Если стену расписывали целиком, то использовали красный цвет. Нередко, под основной зоной, делали цокольную зону, выкрашенную в белый или желтый цвет..
Иногда стену делили на три равных горизонтальных полосы- белого, желтого и красного цвета.
Позже появился структурный стиль или " стиль кладки".Для этого стиля характерно использование штукатурки, имитирующей кладку каменных блоков.Часто она была расписана под натуральный камень.
Полы в интерьере Древней Греции
В большинстве домов Средиземноморья полы представляли собой утоптанную землю на первом этаже и деревянные перекрытия на втором этаже.
В бедных домах пол второго этажа был из глины, которой обмазывали разложенный тростник. Земляной пол не казался грекам не эстетичным.
Правда, на острове Эгина, пол в одном из домов, скорее всего- доме жрецов, был выкрашен или проморен в красно- малиновый цвет. Такой же цвет имел и цокольный пояс на стене. Подобный пояс служил хорошим фоном для изящной мебели.
Со временем в богатых домах в отделке полов появляется мозаика. Если в архаическую эпоху галечная отделка была распространена главным образом в храмовой архитектуре, то в эпоху поздней классики мозаика встречается преимущественно в частных интерьерах.
Поначалу это были галечные мозаики с простым узором- квадраты, круг в квадрате и т.п.,составленные из отшлифованной речной гальки - сначала черного и белого цветов, позже появились и другие цвета.
Позже в мозаике кроме узоров появляются и рисунки. Колористический принцип «белое на черном» сформировался под влиянием искусства вазописи, в котором как раз в это время красно фигурная роспись вытесняет черно фигурную.
Из вазописи заимствована и иконография многих сюжетных сцен. Самая ранняя греческая мозаикас рисунком найдена в Коринфе и принадлежит к классической эпохе – концу V в. до н. э.
Сохранившаяся цветная композиция в Пелле, датируемая 300 г. д.н.э. и подписанная художником Гносисом показывает уровень мастерства древних мастеров.В этой мозаике использована не только белая и черная галька, но и синие, коричневые и желтые камушки.
Во второй половине III в до н.э. на смену галечных мозаик пришли мозаики выполненные тессерами.
Тeccелирование это четырехгранная подколка краев мозаичных камешков, как и индивидуальная подколка каждого камешка по месту, обеспечивает более плотное прилегание их друг к другу и более тщательную деталировку– все это играет в пользу реалистичности, живописности изображения.
Примером может служить известная композиция мастера мозаичного дела Сососа, который украсил пол дома в Пергаме, получившего имя как Дом с не подметенным полом.
Такой тип мозаики стал называться asarotos («не подметенный пол»), помимо маскировки беспорядка он еще и символизировал достаток хозяина дома
Потолки в интерьере Древней Греции
Потолки в домах повторяют подходы храмовых зданий, где широко использовались кессонирование. Кессон [фр. Caisson] - квадратное или многоугольное углубление на потолке.
Поскольку греки не были знакомы с арочными сводами, то потолки в греческих домах были плоскими или с обнаженной балочной конструкцией из дерева или мрамора. Среди прочих пород дерева, применяемых в отделке выделялся кедр идеально подходящий для кессонирования потолков по своей прямизне и текстуре.
Кроме того он имел приятный аромат, что в античном интерьере было важным фактором. Посколькугреки активно использовали благовония для жилища одежды и тканей
.
Мебель,ткани в интерьере Древней Греции
Предметов мебели в интерьере античной Греции было немного.Такое ограничение давало возможность придать имеющимся предметам, особого изящества.
Типы мебели были восприняты от древних египтян.или с Ближнего Востока, но греки внесли много нового и подняли искусство украшения домашних предметов на новый уровень.
Для возлежания во время еды использовалась ложа. Многие предметы мебели предназначались для сидения.
Ткани в интерьере древней Греции
Ткани используют вместо дверей и перегородок , и для покрытия лож, кресел и украшения стен Фрагменты тканей найденные в Крыму показывают, что узоры вытканы на полотне, иногда вышиты или нанесены краской.
На тканях были не только узоры, но и мифологические и исторические сюжеты, что явилось родоначальником- римских и средневековых настенных ковров.
Греки различали ткани для мебели и настенные ткани. Узорчатые ткани развешивали вдоль стен свободно, без складок. Часто их собирали красивыми волнами.
Изначально использовались суконные и шерстяные ткани. Окраска производилась натуральными красителями, что ограничивало количество возможных цветов.
Любимыми цветами были зеленый, шафранный, золотой, фиолетовый и малиновый.Пурпурный цвет ассоциировался с царской властью.