В своем современном значении слово «обои» означает «широкие полосы декоративной рулонной бумаги, наклеиваемые на стены жилых помещений». Однако лишь сравнительно недавно стены стали оклеивать именно бумагой, до этого они обивались тканью или кожей. Или же покрывались коврами. Так, в немецком языке слово «обои» – Tapeten, восходит к итальянскому tappeto – «ковер».
Собственно именно об этом нам и напоминает и русское слово «обои», происходящее от глагола «бить». Например, стены внутри домика Петра I на Петровской набережной были обтянуты (обиты) морской парусиной, специально для этого вытканной в городе Вязники Владимирской области, где уже в начале XVIII века были основаны мануфактуры, выпускавшие холст для парусного флота.
В русском языке слово «обои» употребляется с первой половины XVIII века. А словосочетание «обои стенные» фиксируется в словарях начиная с 1731 года. Значение «бумажные обои» известно, по крайней мере, уже с середины XVIII века, хотя тканевые обои продолжали применяться повсеместно. Сами бумажные обои были заимствованы европейцами из Китая, где производство такого рода обоев практиковалось издревле.
Бумажные обои получили широкое распространение в Европе именно в XVIII веке, после изобретения первой писчебумажной машины, позволявшей печатать обои произвольной длины (при классической их ширине в 50–60 см). Тогда же в Англии появились и первые фабрики по изготовлению бумажных обоев. До этого столь полезного изобретения для внутреннего украшения жилищ употреблялись мрамор, кожа, дерево и различного рода ткани. В Европу искусство изготовления обоев ткацким способом было завезено с Востока испан-скими маврами и первоначально утвердилось в Нидерландах, а оттуда перешло во Францию, где при Людовике XIV это дело было в значительной степени усовершенствовано Гобеленом, основавшим свою знаменитую ткацкую мануфактуру в Париже. Нужно сказать, что и после того, как был налажен промышленный выпуск бумажных обоев (сначала с ручной печатью, а потом и с машинной), тканевые обои также продолжали использоваться. Вспомним пушкинские строки из «Евгения Онегина»: «В гостиной штофные обои» (от немецкого «штоф» – тяжелая шерстяная или шелковая ткань).
Как уже было сказано, первые фабрики по производству бумажных обоев возникли в Англии. Здесь изготавливали в основном обои дешевые, среднего качества.
Во Франции же, напротив, на большинстве фабрик делали только роскошные, дорогие обои. Обойное производство получило широкое развитие также в Германии и США.
В России же обойных фабрик было сравнительно немного. К 1893 году общее их число не превышало тридцати восьми. На этих предприятиях работало всего 1400 рабочих. Причем уже в те годы поднимался вопрос о вредности обойного производства. Дело в том, что для производства некоторых видов обоев использовались вредные вещества, например мышьяк. Поэтому было решено, что некоторые очень яркие и красивые, но вредные краски (например, швейнфуртская зелень) не должны употребляться для изготовления обоев. Здесь было бы уместно вспомнить версию об отравлении коварными англичанами Наполеона на острове Святой Елены – с помощью как раз тех самых зеленых обоев, пропитанных мышьяком, которыми были оклеены покои опального императора.
В России большинство фабрик по производству обоев находилось в Петербурге и Москве. В Петербурге одной из самых известных была фабрика Камюзе, основанная в 1841 году. Здесь выделывалось «до 900 тысяч кусков гладких, шерстяных, чеканных золотом, с рельефным рисунком и пр. обоев в год». Стоимость таких обоев варьировалась от 12 копеек до 9 рублей за кусок.
А самым знаменитым в Петербурге магазином по продаже «лучших обоев русских и иностранных» был магазин «Досс Э. и Ко», располагавшийся в здании Голландской церкви на Невском проспекте, 20.
Нужно сказать, что наши предки ставили обойное производство в один ряд с ситцевым и фарфоровым, ибо в нем, наряду с чисто технической стороной дела, особую важность имела сторона художественная, так как «красота рисунка является наиболее важной при оценке обоев». На некоторых фабриках изготовляли обои, строго выдержанные в каком-нибудь одном стиле, печатая на бумаге целые картины. При производстве подобных дорогих обоев, когда использовалось до нескольких сот красок, печать производилась вручную. Кроме того, после каждой набивки рисунок просматривался мастером, и если в некоторых местах узор выходил неправильно, его подрисовывали от руки с помощью кисти. Таким образом получались обои ручной работы с неповторимым орнаментом. Для производства недорогих обоев использовали не более тридцати красок, и этот процесс был полностью механизирован. Для изготовления и вовсе дешевых обоев краски наносились на белую бумагу, в остальных случаях бумага грунтовалась.
По способу изготовления бумажные обои делились на различные виды: расцвеченные сусальным золотом, серебром или бронзой, глянцевые, бархатные или суконные, мраморные, гранитные, под дерево, имеющие вид тисненой кожи, сатинированные, лощеные, лакированные, водонепроницаемые обои. Были даже несгораемые обои! Для того чтобы сделать их несгораемыми, бумага еще перед нанесением красок пропитывалась растворами фосфорно-аммиачной соли и квасцов.
Преподносимые как изобретение нашего времени моющиеся обои изготавливались уже в XIX веке. Это были так называемые лакированные обои.
Интересен старинный рецепт изготовления бархатных обоев: «материалом для изготовления бархатных обоев служит отброс с суконных фабрик, так называемая стрижка, представляющая мельчайшие шерстяные волоски. Если нанесенный ворс, пока он еще не совершенно засох, расчесать щеткой в одну какую-нибудь сторону, то получается так называемый начес; если только одна часть ворса подвергается начесу, то часть рисунка кажется матовой, а другая блестящей».
К сожалению, бумажные обои недолговечны (в исторической перспективе, конечно же), но до сегодняшнего дня старинным обоям помог сохраниться тот факт, что при ремонте они наклеивались одни на другие и теперь исследователи, словно археологи, расчищая на стенах слой за слоем, могут проследить, как менялись вместе со временем мода, вкусы и предпочтения. Не говоря уже о старинных газетах, столь удобных для датирования, которые обнаруживают под обоями. И здесь, действительно, есть чему удивляться. Например, в квартире поэта Блока после того, как она была превращена в коммуналку на оригинальные обои блоковского времени было наклеено еще 60 слоев обоев! Другим же подспорьем для искусствоведов при изучении и воссоздании старинных обоев являются, безусловно, архивные фотографии.
Использован материал сайта
http://gorod.spb.ru Элитные квартиры Санкт-Петербурга
Автор Сергей Наконечный